Книжные новинки

Денис Фонвизин, «Недоросль»

Эту новинку мы представляем к 280-летию со дня рождения Дениса Фонвизина, писателя, драматурга, поэта и просто умнейшего из умнейших представителей Екатерининской эпохи! Он прожил меньше полувека, но сколько же пользы принёс своим литературным творчеством нашему Отечеству, его культуре, его государственности. И одним из самых невероятных как для того времени, так и для последующих времён произведений стала его комедия «Недоросль». Хотя бы одно её название известно всем поколениям читателей по школьной программе. Не напиши он ничего больше, и её одной было бы вполне достаточной, чтобы Денис Иванович занял своё прочное место в пантеоне литературной славы России. Кто не читал комедию в школьные годы, многое потерял. Но даже и тем, кто читал, хочется порекомендовать перечесть её снова: во всей своей прелести сверкнут грани смыслов, ускользнувших в силу неопытного ещё детского ума. Эта комедия – истинное наслаждение для гурманов умного чтения.
 
И вот в чём одно из несомненных её достоинств. Как и комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова, она – просто кладезь острых, как лезвие бритвы, мыслей, глубоких при этом, как океанские впадины. А по силе сатирического воздействия «Недоросль» в числе настоящих литературных гаубиц, которые автор нацеливал на глупость, невежество, деспотизм. Главной мишенью было и крепостничество с бесправным положением большинства, крестьян, фактически рабов, вынужденных подчинятся своим владельцам. А если среди помещиков или дворян находились такие самодуры и фактически садисты, как госпожа Простакова, то крестьяне и слуги терпели ещё и издевательства и побои, не имея никакой возможности кому бы то ни было пожаловаться. Закон тогда был всецело на стороне по сути рабовладельцев. И вот именно в их адрес Фонвизин с невиданной для своего времени смелостью и неистовством бросал такую издёвку и сатиру, сдобренную искромётным юмором, что после окончания спектакля на сцену зрители бросали даже кошельки, набитые золотыми монетами!
 
Комических ситуаций, за которые так ценил комедии Фонвизина Александр Пушкин, в «Недоросли» хоть отбавляй. Взять хотя бы часть диалога любителя свиней Скотинина с мужем главной героини потерявшим человеческое достоинство подкаблучником и глупцом Простаковым, где речь идёт о том самом недоросле по имени Митрофанушка, фраза которого «Не хочу учиться, хочу жениться» в числе любимых, так часто повторяемых крылатых выражений, которое и поныне для кого-то – лозунг по жизни. Давайте вспомним:
Скотинин: Люблю свиней,.. а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Простаков: Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю – и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трёх лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.
Скотинин: Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков: И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю.
 
Умный читатель понимает, что рассуждающий о свиньях Скотинин мало чем отличается от объектов своего пристрастия. Надо было бы видеть, как негодовали те, кто узнавал себя в таких типах, живущих лишь на физиологическом уровне и при этом обладавших самодовольством и большим самомнением.
 
Воистину восхитительны для пытливого ума диалоги главных положительных героев, особенно Стародума с Правдиным! Именно в них и в диалогах Стародума с его племянницей Софьей содержатся утверждения, многие из которых стали афоризмами, которые автор прямым текстом вкладывал в уши государственных деятелей. Одно из моих любимых, которое, увы, не впрок многим руководителям и сегодня, то, которое мы взяли как центральную цитату этого очерка: 
«…Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; …чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; …гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».
 
Удивительное дело, Екатерина Великая, в начале своего царствования сама желавшая решить вопрос с крепостничеством, обладавшая способностью выделять и поднимать людей незаурядных, радеющих не ради шкурных выгод, а руководствующихся большими благими целями, почему-то не разглядела Фонвизина. Мало того, он вызвал у неё резкую антипатию, вылившуюся в итоге в то, что именно по указу властительницы была запрещена публикация собраний сочинений писателя. Переживания подорвали его здоровье, в конце нестарой ещё жизни его разбил паралич, но он продолжал творить.
 
И ещё напоследок один мой любимый афоризм, который в наше время, когда пишущих, печатающихся, выпускающих свои опусы в виде книг, иногда весьма солидных по объёму, ораторствующих тут и там, особенно актуален:
«А мне кажется, что много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков».
 
Денис Иванович Фонвизин, перечитавший горы умнейших книг, ценивший особо ум Жана-Жака Руссо и Вольтера, знал толк в том, о чём говорил и писал...
 
P. S. Увы, ещё менее неодоценена в настоящее время другая прогремевшая и в высшей степени блестящая комедия юбиляра – «Бригадир», которая входит в рассматриваемый сегодня сборник. Но о ней как-нибудь в другой раз...
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Денис Фонвизин»
16 апреля 2025 года

Михаил Шолохов, «Судьба человека»

В следующем году этому рассказу из числа произведений с мощнейшим эмоциональным воздействием на читателя исполнится 70 лет. Он был написан и впервые опубликован в 1956 году. В основу рассказа «Судьба человека» легла история реального человека, знакомого писателя. Причём, что интересно, произошедшее с ним собеседник Шолохова рассказал ему за десять лет до того, как писатель решил положить на бумагу услышанные события. События, из которых и сложилась эта многотрудная, но воистину героическая судьба одного из русских людей, исковерканная проклятой войной. И такая отсрочка, в 10 лет (!), того стоила! Думается, не найдётся никого, кто, раскрыв эту книгу, остался бы равнодушным.
 
Некоторые сцены потрясают до глубины души. Взять хотя бы сцену убийства главным героем предателя, собиравшегося выдать фашистам своего молодого командира, убийства, происходящего в стенах полуразрушенного православного храма, куда захватчики согнали пленённых советских солдат. Одно испытание за другим сыпятся на Андрея Соколова, как зовут героя, словно пытаясь его раздавить, сломить, сровнять с землёй. И редкое сердце способно выдержать такое. Но, сгибаемый судьбой, он не ломается и не утрачивает человеческого облика и человечности, о чём ярче всего свидетельствует его поступок по отношению к маленькому мальчику, совсем крохе, которого война сделала сиротой...
 
По сюжету этого необыкновенного произведения спустя три года после выхода его в свет был снят не менее талантливый художественный фильм с одноимённым названием, в котором главную роль сыграл его режиссёр Сергей Бондарчук: сыграл настолько гениально, что кажется, именно таким и был главный герой рассказа и его реальный прототип. Кинокартина была удостоена главного приза Московского кинофестиваля в 1959 году и полюбилась миллионам зрителей как у нас в стране, так и за рубежом.
 
В представляемый сегодня сборник также вошли ранние рассказы, написанные Михаилом Шолоховым в начале его писательского пути и составившие цикл «Донские рассказы». Эти рассказы, в том числе знаменитый «Нахалёнок», знакомят читателя с событиями Гражданской войны на Дону, колоритными образами казаков, разделённых обстоятельствами на белых и красных. И как же чудесна, сочна и многопланова эта проза, как много даёт она представления о событиях вековой давности из истории нашего многострадального Отечества! Хочется сказать некоторым нынешним плодовитым горе-писателям, смело берущимся за вечные темы, не имея и малой доли шолоховского таланта, сказать словами Александра Пушкина: вот как надобно писать!
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Михаил Шолохов»
8 апреля 2025 года

Владимир Богомолов, «Иван»

К 80-летию Великой Победы
 
Повесть Владимира Богомолова «Иван» – из тех произведений о Великой Отечественной войне, которые особенно ценны для поколений, не знающих всех её ужасов и испытаний, обрушившихся на советский народ от мала до велика в июне 1941-го. И вот это повествование – как раз о том, кто в годы войны, несмотря на детский возраст, по своей воле ринулся в самое горнило побоища с немецко-фашистскими захватчиками…
 
Автор повести, которому выпало самому принять участие в Великой Отечественной войне и которого многие читатели знают по роману «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»), скупыми словами, без каких-либо прикрас, рассказывает о судьбе белорусского мальчика, ставшего разведчиком, едва достигнув десятилетнего возраста. Первое знакомство с главным героем производит на читателя неоднозначное впечатление, но только много позже можно понять, почему маленький воин мог показаться в начале дерзким, с поведением даже как будто отталкивающим.
 
То, что пришлось испытать этому ребёнку, которого война лишила детства, объясняет жёсткость его характера, пришедшую не по годам взрослость, на место которой как будто пытается вернуться-прорваться назад утраченная детская непосредственность, но – тщетно... Рассказчик узнаёт, что «Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления». До того, как стать разведчиком, он успел повоевать в партизанах, побывал в лагере смерти в Тростянце... Маленький разведчик сосредоточен, серьёзен, хмур и даже порой резок. И, увы, он уже не станет другим...
 
Взрослые воины пытаются отправить Ивана в тыл, подальше от фронта, в интернат, чтобы уберечь от гибели. Куда там!.. Даже уговоры устроить мальчугана в Суворовское училище ни к чему не ведут. Он категоричен в своём настрое: сражаться с фашистской нечистью.
 
«Пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало» – его ответ старшим боевым товарищам, с которыми он, этот мальчик, не чувствует никакой разницы в сложившихся условиях. Он равен с ними, а в чём-то и более эффективен – как разведчик, который благодаря своему внешнему виду может внедриться в тыл врага глубже, гораздо глубже, и бесстрашно это делает раз за разом. И боевые награды на его гимнастёрке – орден Отечественной войны и медаль «За отвагу» – свидетельства больших подвигов этого лишь внешне маленького человека, на которого уже с огромным уважением и в то же время теплотой смотрит рассказчик ближе к концу своего повествования, узнав больше подробностей об этом истинном герое.
 
Рассказывать сюжет и концовку, конечно, как всегда, не стану: откройте эту книгу, в которой меньше 100 страниц, но столько смысла, который сложно найти в бесчисленном множестве современных книг...
 
P. S. На одном дыхании читается не только повесть, увлекательна биография и нестандартна личность Владимира Богомолова, отказывавшегося от наград за свои произведения и категорически – от вступления в Союз писателей. Об этом – в одном из следующих очерков.
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Владимир Богомолов»
19 марта 2025 года

«Светлая Пасха. Суть праздника. Пасхальные молитвы. Рецепты праздничных блюд»

Светлое Христово Воскресенье не только один из самых любимых в нашей стране, во всем Православном Мире праздников, он и самый жизнеутверждающий, дарующий надежду на то, что за пределами земного скоротечного бытия человека ждёт другая жизнь, какая – зависит от нас. Представляемая сегодня книжная новинка «Светлая Пасха. Суть праздника. Пасхальные молитвы. Рецепты праздничных блюд» в самом своём названии рассказывает за себя, коротко и ясно. Книжечка эта карманного формата, но на 159 страницах уместилось так много и такого важного об этом празнике, который мы привыкли называть лакончино: Пасха. Выпущенная в серии «Православный помощник», она действительно неоценима не только для тех, кто мало осведомлён о празднике, его значении, символах, о связанных с ним традициях и обрядах, древних ритуалах. Эта книга порадует и искушённых христиан, которые смогут почерпнуть из неё немало интересных фактов и полезных сведений.
 
Далеко не все знают, с чего вдруг появилась традиция использовать в виде символа праздника «пасхального зайца» или «пасхального кролика». Почему мы украшаем праздничный стол именно «пасхальными яйцами», не только крашеными и не только съедобными. Почему непременным атрибутом пасхального стола является кулич и творожная пасха... Одна из глав познакомит со скрытыми в глубинах времён смыслами, а другая – с кулинарными рецептами, как с горячими и холодными пасхальными закусками, так и с первыми и вторыми блюдами, пирогами и напитками.
 
Полезный раздел в книге – «Пасхальные молитвы», в котором приведены и пасхальные песнопения со стихирами. А что Вы знаете о пасхальных поверьях? Наши пращуры верили, что в этот день вместе с пасхальным благовестом бесы и черти проваливаются сквозь землю. И сегодня мы верим, что в пасхальное воскресенье открываются небеса и Бог выполняет любые желания, загаданные с чистым сердцем. Книга познакомит читателя с такими поверьями, как «Открытие неба» и «Встреча рассвета». И ещё много с чем интересным...
 
Вообще, наверное, лучшая рекомендация это когда ты сам хочешь взять книгу почитать-перечитать и порекомендовать её тому, кто тебе дорог. Сегодня именно такой случай!
 
Геннадий Дубров
18 февраля 2025 года

Антон Чехов, «Хамелеон: юмористические рассказы»

К 165-летию со дня рождения
 
Ну кто не знает Чехова? – возможно, спросит читатель, увидев обзор этой книжной новинки. Ну, конечно, согласится автор публикации, все знают, большинство – по школьной программе, вполне этим удовлетворившись. А зря. Очень даже зря! Начав читать то, что этой самой школьной программой было опущено, можно испытать чувство, близкое к изумлению! Открыв книгу Чехова, можно совершить и открытие для себя этого удивительно мудрого писателя во всей полноте его огромного таланта!
 
Сегодня расскажу о нашей книжной новинке – издании произведений Антона Чехова «Хамелеон: юмористические рассказы». Название рассказа «Хамелеон» вспомнят многие, а вот припомнить, о чём он, смогут далеко не все... Стоит перечитать в любом случае, произведение очень короткое, как и большинство рассказов, включённых в сборник, источником для которого стала одна из первых книг Антона Чехова «Пёстрые рассказы», которая в следующем году отметит 140-летний юбилей. Только хочется предупредить читателя, чтобы он не ожидал от книги того, чего она дать не может: сплошного веселья уж точно. Во-первых, потому что не все из вошедших в сборник рассказов юмористические, как заявлено в его названии. Рассказы «Верба», «Вор», «Устрицы», «Отец семейства», «Кухарка женится», повествующие о заботах и горестях обычного человека, скорее, вызовут грустные раздумья, чем беззаботный смех. А название рассказов «Горе», «Тоска», «Старость», «Актёрская гибель» и вовсе говорят сами за себя, о чём они, что волновало молодого доктора Чехова в его «лермонтовские» 26 лет, когда вышла эта книга... 
 
Во-вторых, надо вообще учитывать, что даже в юмористических рассказах великий писатель, умевший безжалостно вскрывать самые сложные нарывы и язвы человеческой натуры, ставил себе главной целью отнюдь не развлечь читателя. Сказавший однажды: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», он и в своём творчестве никогда не уходил, выражаясь медицинскими терминами, от препарирования человеческой натуры, выворачивания её наизнанку, исследуя и высвечивая самые тёмные закоулки души и сердца, чтобы человек и сам увидел себя со всех сторон и заглянул в потаённые, как ему самому кажется, уголки. Может, для кого-то и потаённые, но не для рентгеновского взгляда Чехова: посмотрите на некоторые фотографии с его изображением, на которых он смотрит в объектив: ведь он как будто видит насквозь!
 
Вот и в этих как бы юмористических рассказах, ряд из которых действительно вызывает улыбку, а другие, как, например, «Нахлебники», заставляет сжаться сердце почти до боли, читатель увидит не только обнажение множества нелицеприятных, а иногда и вовсе отталкивающих человеческих качеств и поступков, и посмеётся над другими... Истинно умный читатель увидит, как в волшебном зеркале, и себя. То каким он может восприниматься со стороны, а не таким, как ему самому кажется. И в этом гениальность Антона Павловича Чехова, уже в начале своего литературного пути, в первых же своих рассказах и фельетонах, высоко поднявшего планку в творчестве и доказавшего, что по праву занял своё место в литературе, показывая нам самих себя...
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Антон Чехов»

 

17 января 2025 года

«Учимся готовить праздничные блюда за 30 минут»

Сегодня мы расскажем о нашей книжной новинке, которая называется «Учимся готовить праздничные блюда за 30 минут». Накануне череды Новогодних праздников она весьма актуальная. Не все довольствуются традиционным набором блюд, куда входят бессменные столпы праздничного Новогоднего стола  винегрет, салат оливье и заливная рыба... Кому-то хочется удивить и порадовать близких или гостей, а может, и себя чем-то новеньким, ведь и праздник соответственный. А кто-то не умеет или подзабыл, как готовить традиционные блюда. Для тех и других книга будет интересна. Тем более что подкупает вынесенная даже в заголовок быстрота приготовления блюд, представленных в издании, и, как указано во вступительной главе, отсутствие в рецептах слишком дорогих и недоступных ингридиентов.
 
Итак, для праздничного стола составители книги предлагают на выбор аж целых 50 рецептов блюд! И привлекают нас ещё больше, уточняя, что это базовый сборник рецептов для неопытного кулинара. Рецепты в нём разделены на три категории сложности. Например, среди самых простых:  штрудель с рыбой, рулет из лаваша, салат с авокадо и орехами, кексики с шоколадной пастой, блинный домик и бананово-мятный шейк. Всего 23 блюда в категориях: закуски, салаты, горячее, выпечка, десерты и напитки. В разделе средней сложности – 22 блюда. Как Вы смотрите на салат с креветками и виноградом? А на телятину по-милански или запеканку из куриного филе и шампиньонов? Знаете, что такое ленивая мусака, из чего она и с чем её едят? Весьма аппетитно выглядят испанские пончики чуррорс. Как и торт «Быстрый муравейник».
 
В самой сложной категории всего 7 рецептов. Но зато каких! Цыплёнок по-французски из наших отечественных продуктов!  не завидуйте и не злопыхайте, месье Макрон, вы ведь любите это делать, завидуя, например, ратной славе России, о которой хорошо бы вам узнать побольше, о том, сколько раз воинственных французов, полезших не в свой огород, наши предки щёлкали по носу! Впрочем, не будем отвлекаться. В этой части книги читатель найдёт рецепты приготовления свиной отбивной с зелёным гарниром, лосося со свёклой и соусом из хрена, фаршированного сладкого перца и не только. Чего ещё? Приходите на абонемент научно-технической и естественно-научной литературы и берите эту книгу! Всё узнаете, увидите и, может быть, приготовите сами, украсив Новогодний стол и порадовав вкусовые рецепторы тех, кто попробует Ваши кулинарные изыски!
 
Геннадий Дубров
30 ноября 2024 года

Патрик и Оливье де Фюнес, «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!»

Журналист Глеб Скороходов в своей книге о Фаине Георгиевне Раневской «Разговоры с Раневской» вспоминал, как актриса отреагировала на слова о том, что его статья о Зощенко медленно продвигается: «Нет, вы объясните мне, – вступила Ф. Г., – как человек, который в глаза не видел Зощенко, может писать о нём? Совершенно не понимаю этого! Ну, может быть, хотя бы отыскать его родных или тех, кто хорошо знал его?! По-моему, иначе просто недопустимо!»
 
Конечно, в те годы, когда происходила эта беседа, были живы те, кто хорошо знал Михаила Зощенко и действительно мог о нём написать лучше, чем тот, кто не был даже знаком с писателем. Но вот что хуже и, увы, распространено особенно сильно сегодня, в XXI веке: что некоторые деятели от литературы и журналистики берутся сплошь и рядом за написание книг и статей о жизни замечательных людей только ради денег, не имея ни интереса к тому, о чём пишут, ни часто таланта рассказать так, чтобы другие заслушались, зачитались! О том, что в таких книгах и статьях содержание часто ниже плинтуса, почерпнутое из интернета или газетных публикаций, искажённое недопустимой в биографической литературе отсебятиной, говорить, наверное, лишне.
 
Книга, о которой речь сегодня – «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!» – обратный пример. Она написана теми, кто хорошо, да что там – лучше кого бы то ни было знал своего героя. Воспоминания о Луи де Фюнесе написали его сыновья Патрик и Оливье де Фюнес! Мало того, этот текст – истинно от сердца и от души – прошёл высшую «редакторскую» проверку – его прочла и была в восхищении супруга актёра и мама авторов Жанна де Фюнес. Прочитав массу публикаций о самом известном французском актёре, автор этого обзора в очередной раз убедился, сколько мусора посыпается на память великих, сколько искажений, а порою и откровенной лжи вплетают горе-биографы, не знакомые с тем, о ком они пишут, в канву своего повествования, не имеющего права на существование... Авторы нашей сегодняшней книжной новинки развенчивают массу домыслов и мифов об актёре, приводя факты, которые создают образ глубокого и уравновешенного человека, трудоголика до мозга костей, который разительно отличается от наиболее часто изображаемого им на экране персонажа...
 
Если Вы любите Луи де Фюнеса, этого человека-фейерверка на экране, чистокровного, если кто-то не знает, испанца, стяжавшего мировую славу французскому кинематографу, обязательно прочитайте эту книгу! Прочитайте и если интересно узнать, как достигаются высоты, которых достичь могут единицы, и чем за это приходится расплачиваться...
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Луи де Фюнес»
27 октября 2024 года

Юрий Коваль, «Алый» и другие рассказы»

Сегодня представляем сборник рассказов Юрия Коваля. Самый известный из них, конечно, рассказ «Алый», по которому в 1979 году на киностудии им. М. Горького режиссёром Юлием Файтом был снят кинофильм «Пограничный пёс Алый», сделавший известным рассказ и добавивший популярности писателю и его четвероногому герою. В главных ролях в кинокартине снялись Владимир Дубровский, Василий Куприянов и Виктор Косых, известный зрителям по невероятно популярным фильмам «Неуловимые мстители» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». А главную собачью роль исполнил пёс по кличке Брут, абсолютный чемпион Всесоюзного соревнования служебных собак. В этом году фильму исполняется 45 лет – чем не повод его пересмотреть, а тем, кто не читал литературный первоисточник, тоже обязательно это сделать. Или перечитать снова. Произведение отличает простота изложения, юмор и тёплое отношение автора к изображённым им героям, особенно к четвероногому пограничнику, ценою своей жизни выполнившему служебный долг. Создатели фильма ушли от трагического финала, на радость солдату Кошкину его очаровательный пёс, получивший тяжёлое ранение, остаётся жив.
 
Среди других произведений о животных, включённых в книгу, светлые и задорные рассказы «Картофельная собака», «Капитан Клюквин», «Белозубка», «Ворона» и «Осеннее котяро». Любовь автора к хвостатым, усатым и крылатым героям этих историй, живущим рядом с нами, передаётся читателю. В сборнике, выпущенном в серии «Школьная библиотека», есть рассказы и о школьниках. Например, «Нюрка» и «Нулевой класс». Поучительные, с юмором и историями из мира детства, понятными и юному читателю, и ностальгически воспринимаемыми взрослыми, эти произведения будут интересны всем, кто любит книгу. Они едва ли оставят равнодушным чьё-либо сердце.
 
О других книгах, посвящённых самым верным друзьям человека: «Любимые книги о собаках»
 
Геннадий Дубров, фрагмент очерка «Мои герои. Юрий Коваль»
25 сентября 2024 года