Денис Фонвизин. Неистовый мудрец

Из литературных юбилеев апреля самый значительный – 280-летие со дня рождения Дениса Фонвизина, писателя, драматурга, поэта и просто умнейшего из умнейших представителей Екатерининской эпохи! Он прожил меньше полувека, но сколько же пользы принёс своим литературным творчеством нашему Отечеству, его культуре, его государственности. И одним из самых невероятных как для того времени, так и для последующих времён произведений стала его комедия «Недоросль». Хотя бы одно её название известно всем поколениям читателей по школьной программе. Не напиши он ничего больше, и её одной было бы вполне достаточной, чтобы Денис Иванович занял своё прочное место в пантеоне литературной славы России. Кто не читал комедию в школьные годы, многое потерял. Но даже и тем, кто читал, хочется порекомендовать перечесть её снова: во всей своей прелести сверкнут грани смыслов, ускользнувших в силу неопытного ещё детского ума. Эта комедия – истинное наслаждение для гурманов умного чтения.
 
И вот в чём одно из несомненных её достоинств. Как и комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова, она – просто кладезь острых, как лезвие бритвы, мыслей, глубоких при этом, как океанские впадины. А по силе сатирического воздействия «Недоросль» в числе настоящих литературных гаубиц, которые автор нацеливал на глупость, невежество, деспотизм. Главной мишенью было и крепостничество с бесправным положением большинства, крестьян, фактически рабов, вынужденных подчинятся своим владельцам. А если среди помещиков или дворян находились такие самодуры и фактически садисты, как госпожа Простакова, то крестьяне и слуги терпели ещё и издевательства и побои, не имея никакой возможности кому бы то ни было пожаловаться. Закон тогда был всецело на стороне по сути рабовладельцев. И вот именно в их адрес Фонвизин с невиданной для своего времени смелостью и неистовством бросал такую издёвку и сатиру, сдобренную искромётным юмором, что после окончания спектакля на сцену зрители бросали даже кошельки, набитые золотыми монетами!
 
Комических ситуаций, за которые так ценил комедии Фонвизина Александр Пушкин, в «Недоросли» хоть отбавляй. Взять хотя бы часть диалога любителя свиней Скотинина с мужем главной героини потерявшим человеческое достоинство подкаблучником и глупцом Простаковым, где речь идёт о том самом недоросле по имени Митрофанушка, фраза которого «Не хочу учиться, хочу жениться» в числе любимых, так часто повторяемых крылатых выражений, которое и поныне для кого-то – лозунг по жизни. Давайте вспомним:
 
Скотинин: Люблю свиней,.. а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
Простаков: Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю – и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трёх лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.
Скотинин: Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков: И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю.
 
Умный читатель понимает, что рассуждающий о свиньях Скотинин мало чем отличается от объектов своего пристрастия. Надо было бы видеть, как негодовали те, кто узнавал себя в таких типах, живущих лишь на физиологическом уровне и при этом обладавших самодовольством и большим самомнением.
 
Воистину восхитительны для пытливого ума диалоги главных положительных героев, особенно Стародума с Правдиным! Именно в них и в диалогах Стародума с его племянницей Софьей содержатся утверждения, многие из которых стали афоризмами, которые автор прямым текстом вкладывал в уши государственных деятелей. Одно из моих любимых, которое, увы, не впрок многим руководителям и сегодня, то, которое мы взяли как центральную цитату этого очерка: 
 
«…Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; …чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; …гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».
 
Удивительное дело, Екатерина Великая, в начале своего царствования сама желавшая решить вопрос с крепостничеством, обладавшая способностью выделять и поднимать людей незаурядных, радеющих не ради шкурных выгод, а руководствующихся большими благими целями, почему-то не разглядела Фонвизина. Мало того, он вызвал у неё резкую антипатию, вылившуюся в итоге в то, что именно по указу властительницы была запрещена публикация собраний сочинений писателя. Переживания подорвали его здоровье, в конце нестарой ещё жизни его разбил паралич, но он продолжал творить.
 
И ещё напоследок один мой любимый афоризм, который в наше время, когда пишущих, печатающихся, выпускающих свои опусы в виде книг, иногда весьма солидных по объёму, ораторствующих тут и там, особенно актуален:
 
«А мне кажется, что много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков».
 
Денис Иванович Фонвизин, перечитавший горы умнейших книг, ценивший особо ум Жана-Жака Руссо и Вольтера, знал толк в том, о чём говорил и писал...
 
Геннадий Дубров,
фрагмент очерка «Мои герои. Денис Фонвизин»

 


вторник, 15 апреля 2025 года.